23 сентября 2021 — Чистый Четверг

Чистый четверг» от 23 сентября был посвящен обсуждению кросскультурных различий в профессиональной этике. Когда мы оцениваем отдельные аспекты нашей работы в контексте этических норм, то принимаем, что в этом случае мораль и этика воспринимаются, как тождественные категории. Точкой отсчета обсуждения стал вопрос: «Понятия этично и неэтично, морально и аморально – это континуум или дихотомия?».
Один из ответов: «В контексте кросскультурных различий – континуум, в контексте религиозной — дихотомия», позволил создать систему координат для этого обсуждения. Мы исходили из того, что, и терапевт, и клиент принадлежат к определённым культурам и могут иметь свои религиозные убеждения. В том случае, если они совпадают, то и предмет обсуждения отсутствует.
В практике мы чаще встречаемся с кросскультурными различиями. Это вполне объяснимо т.к. религиозные конфессии являются более поздним образованием. Условия выживания в разных географических зонах повлекли за собой необходимость в развитии различных личностных качеств и этических норм. Несмотря на то, что все люди едины в соблюдении общечеловеческих ценностей, пути их достижения могут быть весьма разнообразным. В этом и проявляется мультикультуральность. Принадлежность к культуре живет очень глубоко в подсознании. Самая большая ошибка совершается тогда, когда смешиваются личностное и кросскультурное. Личностные особенности могут корректироваться. Вторые могут быть только приняты, как климат или цвет кожи. Коллеги отмечали, что клиент может использовать транскультуральные особенности для манипуляции терапевтом. Когда мы говорили о взаимосвязи терапии и культурных традиций, отмечали, что очень важным аспектом является парадигма, в которой работает специалист. Одни концепции полностью исключают из своей работы такие понятия, как принадлежность к определённой культуре или религиозной конфессии. В этом случае клиент и терапевт по умолчанию создают своё личное культурологическое пространство. Насколько оно сочетается с личностью её позицией в семье и обществе обеих сторон – зависит от многих факторов.
Но может существовать и полное несовпадение парадигмы и культурологических норм. Например, в традиционных восточных культурах темы «Эдипова комплекса» и «сепарации от родителей» могут быть приняты неоднозначно.
Возвращаясь к континууму и дихотомии. Религиозность, не важно, проявляется она в следовании определённой конфессии или ощущении служения своему внутреннему Богу, позволяет определить границы допустимого в культурологическом континууме морального- аморального.
В том случае, если терапевт, как организатор процесса, поймет, что внутренняя идеология мешает органичному взаимодействию, он может прекратить его и направить клиента к другому специалисту. Клиенту предоставляется точно такая же возможность.
Огромная благодарность всем участникам нашего процесса. Именно благодаря их живому участию стало возможным это обсуждение. Чистый четверг будет жить.

Отчеты с прошедших событий